Общие сведения.

Существует множество версий, кто такие лешие, домыслов ещё больше.
По одним версиям, это обычные Лесные Духи, хранящие душу леса, они были обычным делом в дохристианской славянской истории и очень уважались народом.
По другим, это нечисть, разновидность чертей.
«Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.
— Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3»
В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает».

По домыслам леших роднили с низшими элементалями, с духами природы, с английскими альвами, есть даже мнение что лешие – родственники элинских фавнов и сатиров.
Мнений на этот счёт множество, но факт налицо – это мифологическое создание, олицетворяющее заботу о лесах, и способное противостоять людям если те нарушают законы природы, непосредственно в лесах. Сведений о том, ходили ли лешие к людям на разборки, не найдено – эти создания явно предпочитают решать вопросы с людьми на своей территории и не вторгаются на чужие.

Называют леших по разному. Лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Считается, что лешие живут в вековых ельниках, или под самыми старыми деревьями в лесу. В лесу всяких тварюшек хватает, но леший - главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами.

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево. Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству, поэтому он может показаться и в виде дикого зверя. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой.
Как бы там ни было, основное мнение о леших – это пожилой человек или чудо-юдо косматое. Сведений о том, что они могут быть моложе старческого возраста, или вообще юношами, нет. Но учитывая тенденцию роста и развития в природе, можно предположить, что как духи природы лешие не возникают сразу старичками, а растут и развиваются как и всё живое во флоре и фауне. Существует мнение, что лешие жили целыми семьями и даже деревнями, но скорее это попытка людей очеловечить данный образ.
Несомненно одно – если рассматривать саму суть лешего как образ Хранителя Природы, то всё, что относится к самой природе, относится и к лешему в равной мере. Человеческое тут – уже наносное.

Леший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».
Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.
Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

Отношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что, как правило, детей от леших рожали редко. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Случается, что леший подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях имеет обыкновение прятать своё лицо от огня.

Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Поэтому охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики. Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. При этом лучше бежать от этого места со всех ног.

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса.

По официальным повериям лешие берут в жёны лешачих, но в контексте данного мифологического пространства спутницы леших – лесные дриады. Дриады вынашивают маленьких лешачат в дуплах своих деревьев, и когда тот созревает, приходит леший который доверил дриаде своё семя, и забирает лашачёнка, чтобы воспитывать его уже самому. Живут лешие очень долго, но если подвластный ему лес чахнет и гибнет, и леший не хочет его оставлять, он гибнет вместе с лесом. Когда леший умирает, в лесу поднимается большой ветер, деревья качаются и стонут, прощаясь со своим хранителем, а сам леший превращается в старое сухое дерево или пень, и рассыпается в считанные минуты в труху, тем самым давая лесу свою последнюю заботу в виде слияния с ним.

О леших мира Анкария.

Анкарийские лешие немного отличаются от своих родственников Земли Изначальной.
Это отдельная ветка, унаследованы многие из черт общего вида, но в силу специфичности места обитания существуют и отличия.

Переселение хранителей Леса наложило свой отпечаток, так как Тёмный Лес Анкарии сильно отличается от привычных лесных массивов на исторической родине. Сильная магическая составляющая этого мира, вкупе с обилием новых животных, растительных и неорганических форм в природе, необходимость контакта с древними видами разумных существ заставили леших в чём-то пересмотреть свои традиции и уклад жизни.
Благодаря новым условиям, родовая магия этой расы усилилась. Так, лешие Анкарии приобрели возможность отчётливее влиять на жизненный цикл множества растительных форм, частично могут влиять на погодные явления: вызывать сильный ветер или затишье в ветренную погоду. Это достигается более глубоким симбиозом с ментальной сущностью флоры, так как Тёмный Лес является частично единым живым организмом с зачатками разума. В данных условиях леший, как Хранитель, является скорее не хозяином, а смотрителем и посредником между Лесом и окружающим миром Анкарии. При этом сам Хранитель тоже является частью Тёмного Леса, как его неотьемлимая часть. Звание Хозяина Леса является скорее традицией, чем реальным положением дел.
Во взаимодействии с фауной Анкарии, и непосредственно с фауной Тёмного Леса, лесовики уступили часть своих абсолютных замашек. К примеру, у них нет влияния на единорогов, лешие воспринимают эту древнюю волшебную расу как уважаемых и независимых соседей, оберегая их место обитания, но не имея права влиять на них.

Однако, не смотря на уже несколько поколений жизни леших в Анкарии, они до сих пор в чём-то ещё адаптируются. У лесовиков не до конца ещё развился иммунитет к некоторым ядам, растительным и животным, они иногда подвержены болезням, чего не было у их предков. Против некоторых видов магии, к примеру против эльфийской, или сильной человеческой, лешие бессильны. Они не могут влиять на время, только частично способны влиять на пространство, замыкая небольшой участок на себя, и именно таким образом путая путников. Не могут создавать или усмирять огонь, воду, не способны создавать артефакты. Магия порталов им так же недоступна, тут лешие такие же жители мира Анкарии, как и обычные люди.
Из-за плотной магической атмосферы этого мира лешие живут дольше своих предков, более выносливы и разносторонни, более дипломатичны и гибки по восприятию.
Однако внешний вид леших не претерпел каких-то особенных изменений, ни человеческая, ни лесная их личина.

В целом можно сказать, что лешие Анкарии приобрели больше, чем потеряли, и стали более развитыми чем их предки из основной ветки.

Написано лично с добавлением информации из Википедии и других источников.

Отредактировано Сирруш (2011-12-02 21:27:22)